Курсы нейро лингвистического программирования (НЛП)
Поиск по сайту
Здравствуйте, Гость
Войти в личный кабинет / Зарегистрироваться
Обучение НЛП Тренинги личностного развития
Бизнес-тренинги Корпоративные тренинги
Коуч-сессии Индивидуальные программы
Книги и диски по НЛП
О компании
Услуги
Тренеры
Библиотека
Как с нами связаться

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ:

        

 

Сергей Горин

 

 

  
Как в сказке? Или как на нашу жизнь влияют прочитанные в детстве книжки
Татьяна Мужицкая, Ирина Белашева
23 декабря 2010


 

 
Сказки – это то, с чего ребенок начинает познавать мир. Добро и зло, нравственные ценности, кто такой герой, кто такой злодей, какие поступки вознаграждаются, чем хороша хитрость и куда попадают послушные девочки: таким образом даже самый маленький ребенок начинает знакомиться с миром. Люди вырастают – и продолжают любить сказки, называя их историями, метафорами, сериалами. Это всегда повод прожить чужую жизнь и набраться опыта на чужом примере. Но если взрослые это делают осознанно, то дети просто впитывают чужой опыт, усваивают его, а потом, когда вырастают, неосознанно выдают за свой. И сказки, услышанные в детстве, могут оказывать удивительное воздействие на человека. А дальше? "Что, - как пел Владимир Высоцкий в "Алисе в стране чудес", - остается от сказки потом, после того, как ее рассказали?"
 

Жили-были...

...В полпервого Фея Крестная вдруг с ужасом понимает,
что напрочь забыла про Золушку. Она испуганно
звонит ей на мобильный: "Ну как ты, дитя мое?"
"Как, как! – недовольно отвечает Золушка. –
Сижу в тыкве, пью с крысами!"
анекдот
 
Что такое жизненный сценарий? Ну, например, почти каждый мой ровесник еще в детстве знал, что надо хорошо учиться, быть комсомольцем, окончить институт, найти хорошую работу, жениться где-то курсе на третьем и всю оставшуюся жизнь жить долго и счастливо. Откуда взялся такой стереотип?

И вообще если вдуматься, откуда мы знаем, как нам выстраивать нашу жизнь? Многое здесь определяют родители. Дети часто еще до того, как начинают понимать, что такое хорошо и что такое плохо, уже впитывают с молоком матери программу: как прожить жизнь. Родители, бабушки и дедушки периодически рассказывают истории о себе – тоже своего рода сказки, даже не задумываясь о том, что абсолютно всё дети воспринимают буквально. Так, например, случайно брошенные фразы: "Все мы, Соловьевы, люди непрактичные. Никому никогда не удавалось скопить денег", или "Потомок князей Таракановых никогда не запятнает рук торговлей!", а то и "Да ну, ты на своего папашу посмотри! Эти Зайцевы все неудачники!" становятся для ребенка ничем иным, как инструкцией к действию. В один прекрасный момент у Зайцева в голове отчетливо всплывут бабушкины слова. Он встанет перед выбором – быть успешным или быть сыном своего отца. Выбор не из легких. Обычно выбирается – быть как все Зайцевы. Не высовываться и не пытаться добиться большего. Эти сценарии относятся к сценариям неудачников. Но, слава богу, есть и сценарии героев. Сценарий героя, казалось бы, штука более приятная. С одной стороны да. Однако вот когда мама говорит: "мой ребенок- лучше всех!" - это действительно замечательно, но когда над ним давлеет сценарий, то это уже звучит иначе: "Если ты наш сын, ты ДОЛЖЕН быть лучше всех!" И вот здесь уже ребенок лезет из кожи вон, чтобы прыгнуть выше головы. И ждет его катастрофа, если он попадет в сильный коллектив. Где окажется не лучшим, но таким как все.

Итак, давайте разбираться, уважаемые читатели. Довольны ли вы своей жизнью? Вы воплощение сценария "Героя" или "Неудачника?" Живете ли вы по принципу: "моя жизнь похожа на жизнь моих родителей?", а может быть, наоборот, вами руководит антисценарий: "Назло родителям"… В любом случае – давайте разбираться, свободны ли вы в выборе жизненного пути? И если нет, и мы обнаружим программу, заложенную не нами, то значит, наша задача программу заменить на более актуальную и эффективную. И, возможно, заглянуть придется на пласт глубже, чем родительские установки. Существует ведь и коллективное бессознательное, которое как раз и отражается в сказках, былинах, эпосах, и создает тот самый климат, в котором мы растем и созреваем. И наши родители, возможно, взяли свои установки именно оттуда, наслушавшись своих бабушек.
 
 

Умереть за любовь

Жил был принц, и он верил, что в один прекрасный день
он встретит прекрасную принцессу, и она поцелует его…
Жила была принцесса, и она тоже верила,
что однажды придет прекрасный принц и поцелует ее.
 И вот эти две жабы встретились…
анекдот
 
В своей известной книге "Игры, в которые играют люди" Эрик Берн провел такую параллель: сказки дают сценарий поведения, который влияет на те или иные решения, принимаемые человеком, на его ожидания, на его представления о нормах поведения, о стратегиях действий. Хорошо, если он впитает, что звери отплатили добром за добро, как в сказке про Златовласку. А может впитать что-то совсем другое.
 
Эрик Берн проанализировал самые распространенные сказки с точки зрения сценариев, которые они навязывают. Поэтому, прежде, чем выстроить свою жизнь согласно собственному плану – стоит прежде провести анализ, а не будет ли там какой-то затерянной в подсознании программы, которая не даст плану осуществиться. Или, наоборот, где те самые скрытые ресурсы, которые должны облегчить путь? И мы, психологи, когда работаем с людьми, консультируем их, обязательно спрашиваем среди всего прочего: а какая сказка была самой любимой в детстве? Это на многое проливает свет.

Допустим, сказка про Золушку - стереотип некой скромной девушки, которая делает по дому абсолютно все, ни на что не надеясь и не теряя оптимизма, в итоге в качестве награды за свое примерное поведение получает чудо. Большое количество девушек последовало ее примеру, но почему-то далеко не у всех нашлась добрая крестная. Тем не менее, многие девушки до 60-70 лет все надеются, что когда-то и у них появится хрустальная туфелька и принц. И все эти серые мышки, которых все обижают, не теряют надежды и оптимизма. Правда, мы не знаем, удалось ли Золушке стать настоящей королевой в дальнейшем. Что-то мне подсказывает, что очень скоро и принц и все его окружение сели ей на шею: во дворце тоже есть что убирать. В этой сказке есть еще один урок. Не так давно одна моя знакомая вышла замуж по большой любви за человека гораздо старше ее, вдовца с двумя девочками 8 и 12 лет. У моей знакомой тоже был ребенок, и как только она вошла в дом, девочки тут же объявили: "О! Злая мачеха пришла!" После сказки "Золушка" любая женщина, которая пришла после мамы, если мамы, не дай Бог, не стало, автоматически становится злой мачехой. В нашей культурной традиции такой женщине придется приложить много сил, чтобы в восприятии детей превратиться из злой мачехи в добрую волшебницу, что и пришлось проделать моей знакомой Юле. Она им стала очень хорошей мамой, они ее обожают, но, тем не менее, образ злой мачехи витал над ними месяца четыре.
 
Марина - чудесная женщина, очень красивая, таких девочек с детского сада выставляют в первые ряды на всех утренниках, именно они в первом классе звонят в колокольчик первый и последний звонки на плече выпускника, мисс район, мисс институт, мисс-город. Но судьба Марины складывается удивительным образом: она находит мужчин по принципу: один другого страшнее. Все ее возлюбленные – сытые, респектабельные, успешные и циничные, очень приземленные и несимпатичные. Ну, в общем, такой явный мезальянс по духу. Но Марина все время верит, что красота и доброта творят чудеса, что она сможет их перевоспитать. Однажды у нас был тренинг по сказкам, и ее озарило. Она воскликнула: ну неужели это так явно, ну как я не могла так долго этого замечать? Ее любимая сказка – угадайте, раз, два, три! Правильно, "Красавица и чудовище". "Ну почему, - спрашивала она группу, - почему я всегда верю, что там заколдован какой-то принц, ну нет там и никогда не было никакого принца! Это просто обыкновенное чудовище." Есть и обратный вариант, когда привлекательного мужчину много лет интересуют исключительно лягушки. Сколько ж лягушек надо перецеловать, чтобы одна из них превратилась в принцессу!
 
Еще одна моя знакомая, Лариса, очень любила сказку про Русалочку. Между прочим, если проанализировать сказочные представления о любви, то можно прийти в ужас. Там все время требуется самопожертвование. Жизнь за любовь! – для сказок этот лозунг совершенно нормален. Русалочка, которая настолько любила принца, что... Заметьте, принц был ИНОЙ, как сейчас модно говорить. Он был из другого мира, с другим цветом кожи, он был просто другой. Она была, как мы помним, Русалочка, а он был – Человек. И вот любовь заставила Русалочку пойти на колоссальную трансформацию, отказаться от своего естества, за ноги отдать голос, и в итоге погибнуть, не будучи принятой и признанной. Какова же была судьба Ларисы? Она два раза была замужем, оба раза выбирала людей не своего круга, один раз это был совершенно загадочный хиппи, второй раз – венгр, который плохо говорил по-русски. В браке она, неглупая, хорошо образованная девушка, была оба раза совершенно бессловесной- никогда ни на что не жаловалась, ничего для себя не просила и оба раза была поставлена перед фактом "дорогая, я встретил другую – с ней интересно поговорить, а ты красивая конечно, но…" Оба брака просуществовали недолго. Кончилось тем, что у нее начались проблемы с ногами, сильнейший варикоз, и фактически замаячило возвращение к русалочьему хвосту. Ее третий брак оказался куда более успешным.
Никаких игр в Русалочку, сплошная Василиса Премудрая – именно этот образ она выбрала для себя уже сознательно.

 
Мужской вариант "умереть за любовь" - это Стойкий оловянный солдатик. Причем, и здесь мы тоже не знаем, стало ли от его героической смерти хорошо его избраннице…
Напоминаю, часто дети воспринимают все буквально. И потом, становясь старше, добросовестно отрабатывают уроки, почерпнутые в сказках. Когда я работала на телефоне доверия, мы часто общались с самоубийцами. Среди них как раз были люди, которые жаждали умереть ради любви, умереть за свои идеалы, умереть, чтобы "она поняла, что никто никогда не любил ее так, как я!" Только когда мы с ними начинали разбираться: "А ты уверен, что твоя любовь действительно хочет отскребать твои мозги от асфальта, потом ходить на допросы в милицию и остаться на всю жизнь с душевной травмой и подпорченной репутацией? Ты уверен, что именно это докажет ей твою любовь?" – они не находили, чем ответить. Такой вариант последствий они как-то даже не рассматривали. В сказках ведь все намного романтичнее.
 
 
По сказкам принцессы, которых спасли рыцари, за это должны любить их без памяти, быть им всю жизнь за это благодарны и во всем им повиноваться. Сказки внушают, что за любовь надо умирать, а в современном мире мы все чаще и чаще говорим о том, что умирать не надо – надо жить. Дело не в том, что мужчины и женщины равны, а в том, что каждый отвечает за свою жизнь.
Многие сказки заканчиваются словами: "С тех пор они жили долго и счастливо". А как это? Из чего эта долгая и счастливая жизнь состояла – никто так не рассказал! Нечего и сказать было? Сейчас же мы говорим о том, что цель и смысл любви – сохранить и преумножить. И в первую очередь сохранить себя: прекрасными, творческими, здоровыми, радостными, ведь именно такими мы нужны любимым, а не больными, злобными и депрессивными. "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!" – поется в одной известной песне. Бард Щербаков эту песню перепел: "Теперь бы эту быль обратно сделать сказкой!"
 

 

Хотите ли вы, чтобы ваша дочь сбежала из дворца?

- Мама, а кто такой добран?
-  Какой еще добран?!
-  Ну, которого жевали! Так ведь сказка заканчивается:
"И стали они жить-поживать и Добрана Жевать!"
Анекдот или история из жизни
 
Зачем еще нам надо проникнуть в истинную сущность сказок? Чтобы самим выбирать, что читать своим детям, а что нет. И хорошо бы отнестись ответственно к тому, что читаем. У меня есть знакомый, который, когда его дочь еще была практически новорожденной, исключил из рекомендованного списка литературы "Бременских музыкантов". "Это вредная сказка, - объяснял он. – Подумай, однажды твоя дочь-подросток не приходит домой. И пока ты сходишь с ума, выясняется, что она уехала жить к молодому человеку, которого видит впервые в жизни и знает один день, который зарабатывает на жизнь, играя в переходе метро, причем, квартиры у него нет даже съемной, ночует он в автомобиле ("Наши стены – сосны-великаны, наша крыша – небо голубое"), который, судя по тому, что дружит с котом и псом, видимо, курит траву, а ты, который ничего не жалел ради своего ребенка, толком не спал, работал по 12 часов, чтобы она ни в чем не нуждалась, теперь сходишь с ума от беспокойства, - ты предстаешь в этой сказке в образе придурка с короной, который сучит ножками, пока хор радостно поет: "Такая, сякая сбежала из дворца, такая, сякая расстроила отца". Действительно, если вы хотите, чтобы это случилось, дайте ей такой образец поведения, "добрым молодцам урок".
 
По одной из самых распространенных "сценарных" сказок, "Красной шапочке", подробно прошелся Эрик Берн, вы можете прочитать этот детальный разбор. Если вкратце, то сказка очень странная: мама отправила дочку в лес, зная (ЗНАЯ, это есть в тексте!), что в лесу ходит волк. Видимо, как заключает Берн, в тот день ей очень надо было освободить квартиру. А потом сама Красная шапочка тоже ведет себя не очень логично: якобы путает волка с бабушкой - ну вообще, практически близнецы! А может, она никогда не видела эту бабушку? Или она просто играет с волком в такую игру: "Ой, кто это у нас с такими зубками? Я тебя и не узнала сразу! Так я прилягу?"
 
Другая распространенная чудная сказка "Принцесса на горошине" тоже довольно странна. Она учит, что девочка должна быть капризной и манерной, только тогда она будет настоящей леди. Конечно, многие девочки усвоили эту, такую приятную, науку. Но воплотить в жизнь сценарий не всегда получается - дело даже не в том, что время таких принцесс уже прошло - из области фантастики то, что им удастся найти такую понимающую свекровь. Попробовала бы в реальности молодая невестка сказать свекрови, что та ей плохо постелила постель! Однако, если мы посмотрим вокруг, мы заметим множество свекровей, старающихся любыми способами не допустить к своему голубых кровей сынку "неподходящих" невест…
 
И со Спящей Красавицей история еще та. Кстати, про нее есть такой современный анекдот: появилась в городе девушка-оборотень: милая симпатичная днем девушка ночью превращается…. в бревно. Сказка "Спящая красавица" открытым текстом диктует девушкам такое ненавистное мужчинам поведение в сексе: пока не поцелует ее НАСТОЯЩАЯ ЛЮБОВЬ, оставаться мертвой, "бревном". Представляете, сколько особей мужского пола могли безнаказанно этим воспользоваться безо всякой любви… А герой нашумевшего фильма "Поговори с ней", санитар, влюбленный в свою пациентку, находящуюся в коме, наверняка в детстве зачитывался сказкой "Спящая красавица".
 
Кстати, в сказке про "Спящую Красавицу" есть и другое сообщение: вокруг – темные силы, которые готовятся нам навредить. Вы еще ничего плохого не сделали, как эта несчастная Спящая Красавица, которая успела только родиться, а вам уже уготована злая и жестокая судьба.
 
Еще есть чудесная сказка про вмешательство в чужую судьбу – "Снежная королева". По одной версии Кай Герде брат, по другой – сверстник и товарищ детских игр. Фактически случилось то, что должно было случиться в жизни: брат в какой-то момент полюбил какую-то женщину. Красавицу. Причем состоятельную, независимую и старше себя. Ну, вырос мальчик раньше, чем девочка. Герда прошла большое количество испытаний, чтобы развести брата с возлюбленной и вернуть его в лоно семьи. Если у Герды не было брата, у нее появится сын, которого она точно не отдаст никакой Снежной королеве. И я знаю много таких мам, которые развели своих сыновей со Снежными королевами, на что не было других причин, кроме как "какая-то она не такая".              
 
 

А работает пускай Сивка-Бурка!

Сели волк, лиса и медведь играть в карты.
Медведь посмотрел на игроков и строгим голосом предупредил:
"А кто будет жульничать, тот получит по морде.
По наглой рыжей морде!"
Анекдот
 
Есть сказки, которые мне как бизнес-тренеру гораздо более интересны. Например, моя любимая сказка про маленького ослика Маффина. Он отличался творческим, креативным мышлением: ослик собирался вырастить суперовощи для выставки. И он вырастил гигантский кабачок и очень им гордился. Но так случилось, что мыши его кабачок проели, и когда Маффин его увидел, это было нечто бесформенное, изрытое мышиными ходами. Он думал, думал, переживал, переживал, а потом сказал себе: нет, это не кабачок., это просто большой дом для мышей. Ослик и его друзья помогли мышам сделать лестницы, прорезали окошки, повесили на них занавески, и Маффин поехал на выставку не с девизом "Вот_что_у_меня_выросло!" а "Вот_ какое _убежище_ для_ беззащитных_ братьев_наших_меньших_я_построил!" И он в итоге занял первое место, но уже в другой номинации. Это способ творчески и конструктивно подойти к делу. Я с удовольствием рекомендую эту сказку не только детям, но и участникам моих тренингов по креативности.
 
Для бизнес-тренера (и любого другого человека, интересующегося бизнес-реалиями) сказки таят колоссальный материал для размышлений. Очень интересно прослеживать в сказках. например, стратегию переговоров. В русских народных сказках имеется классический тип манипулятора - лиса. Все мы помним эти многочисленные истории, как она своей хитростью умудрялась добиться своей цели. Лиса, например, говорит волку: "Ты такой большой и сильный, пойди, задери теленка, а я пойду за тобой и возьму себе курочку" - и, таким образом, перекладывает ответственность (выражающуюся во вполне серьезных возможных укусах собак или дроби из ружья последствиях) на волка. Или замечательная стратегия лисы, которая очень часто встречается и в бизнесе, и в жизни: "Была у Зайца избушка лубяная, а у Лисы – ледяная..." Все помнят, чем кончилась сказочка? А многие люди и знают это по себе: когда человек просится к тебе поработать вместо уволившегося сотрудника, а потом выживает тебя самого и занимает все пространство.
 
Еще одна поучительная сказка на тему бизнеса – это "Теремок". Сначала один нашел хорошее место, потом второй попросился к нему в фирму, потом приехали другие. А потом пришел медведь и все развалил. И нет продолжения, что, дескать, медведь потом все отстроил обратно. Ничего подобного, не медвежье это дело! Поэтому приходится, строя чудесную славную дружную жизнь, всегда непременно помнить: может придти некая силовая структура, и от вашего терема ничего не останется. И вообще, по сказкам получается, что с медведями лучше дела не иметь, хотя в целом персонаж положительный. Одна из немногих позитивных бизнес-сказок на тему труда, или "о пользе команды" - это "Репка". Правда, там тоже не говорится, что репку потом ели все вместе. Не исключено, что мышку-норушку оттуда отгоняли всеми силами.
 
А, например, многими любимый Кот из "Кота в сапогах" – это же чудесный пример пиар-технолога. Он создает своему хозяину имидж и репутацию, он продвигает своего хозяина. Кот работает как имиджмейкер: приписывает ему чужую собственность, за него ведет переговоры, потому что тот двух слов сказать не может, пишет речи, и вообще – специально просит хозяина не делать ничего самостоятельно, без консультаций с котом. В результате хозяин получает пост мэра...ах, извините, руку принцессы и все владения великана, которого кот-политтехнолога попросту съел, воспользовавшись его тщеславием.
 
Очень любопытные с точки зрения видения бизнеса сказки про Конька Горбунка и про Сивку Бурку Вещую Каурку. Это сказки о том, как можно достичь успехов в жизни, просто-таки путеводитель по карьерному росту. Был Иван, которого братья вместо себя посылали караулить поле с пшеницей. Он не спал, как его ленивые братья, а потому увидел, что пшеницу рвет и колосья мнет прекрасная кобылица. Каковы должны были быть его действия как добропорядочного гражданина? Он должен был бы сдать эту кобылицу, куда следует. Ан нет. Иван свою выгоду прекрасно понимает, он понимает, что гораздо выгоднее заставить кобылицу работать на себя, чем сдать властям. И начинают эти Сивки-Бурки и Коньки-Горбунки на своих Иванов работать, причем заметьте,

Сивка Бурка – это вообще ОНА, женщина. А Иван все достижения чудесных лошадей выдает за свои достижения и за свое могущество, получает очень высокий рейтинг, высокий пост, царь рад, что у него такой работник. Для этих лошадок нет невозможного, и собственно, Иваны никогда особенно не церемонятся с волшебными помощницами. Вот так он посылает Сивку Бурку на дно морское за кольцом. "Как же так, там же морские кони, они меня загрызут, это же мое семейство, которое я покинула!" - пытается она возразить. "Ничего, - говорит Иван:, - я тебя кожами обверну и смолой залью, они начнут тебя грызть, но не догрызут." Ничего ей, бедной, не остается, как нырять за кольцом. И действительно, морские кони в нее вцепляются, ей тяжело приходится, потому что действительно, кто ж простит измену? "Здравствуй, моя Мурка, здравствуй, дорогая!" Но, видимо, бронежилет был достаточно прочным, и удалось ей это кольцо все-таки вытащить.
 
А дальше происходит очень интересный феномен, характерный для российского бизнеса. Внимание, внимание, уважаемые владельцы и руководители!!!! Иван начинает думать: "А чего я на этого старого козла работаю, я могу и сам стать хозяином!" Обычно это происходит на этапе, когда его посылают за жар-птицей или шамаханской царицей. И вот Иван задумывается: сам я очень даже ничего, принцесса на меня запала, у меня есть Сивка Бурка. Да мы этого никчемного царя сейчас кинем в два счета! К вопросу о том, откуда у хозяина берется страх наемных управленцев. Начитаешься таких сказок! И вот старого царя свергают (известно, каким образом - в погоне за молодостью и красотой в котле сварили.), а на его место садится прекрасный Иван. Но никто не рассказывает, каким он станет лет через пять, и не будут ли подданные бегать взмыленные, как Сивка Бурка. Как говорится, все совпадения случайны, это только сказка!

Одна моя клиентка рассказывала, что она прочитала эту сказку, когда ее брак был на грани развала, а она все никак не могла понять, почему это случилось. И однажды она читала ребенку эту сказку и вдруг стала смеяться и плакать одновременно, потому что она узнала себя в такой вот Сивке Бурке, которая таскает для хозяина из огня Жар-птиц. А муж ее как раз бросил, когда за ее счет уже сколотил приличную карьеру, да и молоденькая Шамаханская царица подвернулась…
 
Кстати, совсременные американские сказки не такие древние, а потому немного другие… У меня есть знакомый американец, который вырос на сказке "Человек-паук". И когда мы разговорились с ним на тему сказок, он до слез смеялся, а потом сказал: "Да, теперь я понимаю, почему я веду двойную жизнь. Дома или на отдыхе вместо костюма с иголочки надеваю рваные шорты, перестаю бриться, начинаю лазить по горам или плавать на серфе. И тщательно это скрываю!" Иногда он подрабатывает на пляже спасателем. И когда однажды ему на работу прислали благодарственное письмо за то, что он кому-то помог выплыть, там очень удивились. Никто даже не подозревал, что этот тихий дисциплинированный клерк оказался героем. Американские сказки соответствуют так называемой американской мечте: человек чего-то захотел, отправился за этим, преодолевая трудности, и в конце концов достиг.
 
А мы идем другим путем: Емеля сидел на печи, мечтал о чуде и печь сама поехала. Причем чудо он получил не потому, что сделал доброе дело, а за то, что не сделал зла. А мог бы! Мог бы убить щуку – и не убил, отпустил! И если мы возьмем традиционно русскую стратегию достижения цели, отраженную в сказках, она вовсе не в том, чтобы поверить в мечту и приступить к ее осуществлению, а в том, чтобы найти кого-то, – щуку, лошадь, золотую рыбку, двоих из сумы, волшебную курочку, - кто за тебя все сделает. "Отпусти меня, Ванюша - я тебе еще пригожусь!" - "А давай ты мне сначала пригодишься - а потом я тебя отпущу...". Только для этого надо застать кого-то врасплох: сначала наехать, а потом отпустить на своих условиях. "Маленькие хитрости: знаете ли вы, что если золотую рыбку положить на сковородку, то количество желаний увеличивается до пятидесяти".
 
Да. Картина не очень приглядная, надо что-то делать с таким отношением к мечте и к жизни. Ну, как воплощать свои мечты, мы поговорим в другой статье этого номера, а пока поймем, чему же хорошему учат наши сказки. Одному полезному русские сказки учат несомненно: да, они не учат высоким ценностям, но они учат, например, распознавать манипуляторов и бороться с ними их же оружием. Ведь только хитростью можно одолеть Кощея Бессмертного или Бабу Ягу: когда Баба Яга хотела Жихарку на лопате в печь отправить, он притворился, что не знает, как ему усесться и попросил Бабу Ягу показать, а когда она правильно уселась, тут же ее в печь саму и отправил. Так манипуляторов ловят их же приемами- и дети это хорошо запоминают.
 
"Сказка о попе и работнике его Балде", давно всеми осознаваемая как народная, описывает классический распространенный случай, когда наниматель хочет нанять на работу мастера на все руки, сэкономив на зарплате и соцпакете. Но мы понимаем, что чем больше он делегирует полномочий и власти работнику своему Балде, думая, что этой халявой грех не воспользоваться, тем слабее его собственные позиции. В финале Балда мало того, что он возвращает долги, которых не существовало, да еще и забирает себе всю силу "мафии" - чертей, так что хозяину приходится расплачиваться по полной программе. А Балда, как водится, занимает его место.
Как говорится, "сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок". И многие добрые молодцы в момент принятия каких-то решений, вспомнив, чем кончаются сказки, призадумаются…
 
 

Загадочная судьба Деда и Бабы

И вскочил Иван-Царевич на коня, крикнул по-молодецки,
но тут подбежали к нему какие-то люди и на землю сбросили.
Правильно - куда ж без билета на карусель прёшься?
 анекдот
 
Еще несколько наблюдений, которые могут быть полезными.

Всем известная сказка про Колобка – казалось бы, какой Колобок симпатичный. Однако давайте посмотрим: жили-были дед с бабушкой, детей у них не было, плохо им жилось, но, наконец, они слепили себе неблагодарного Колобка, который, как только себя осознал, тут же тихо смылся. И дальнейшая судьба деда с бабой нам неизвестна. Собственно, в русских сказках вообще нет нигде заботы о родственниках, они куда-то деваются, как только перестают быть нужными герою. Иваны-Дураки постоянно уходят из семьи. Илья Муромец, который тридцать лет и три года сидел сиднем... Кстати, я очень много мужчин знаю, которые десятки лет сидят сиднем! Правда, так и не становятся богатырями. И вот он сидел-сидел, а потом что-то щелкнуло, и он пошел спасать страну. А о родителях подумать, которые тебя эти тридцать лет и три года кормили, поили? Они же, наверное, к тому времени должны быть уже старенькие! Да что там родители, тут же гораздо более интересные дела намечаются! И пошел жизнью рисковать да палицей размахивать. Я согласна, герой! Но война же рано или поздно кончается, есть обычная жизнь, есть семья и дом. Как тот партизан из анекдота: "Как, разве война кончилась? А что же я до сих пор поезда под откос пускаю?"
 
Наше поколение вместе со сказками читало книжки про пионеров-героев, мы выросли на этих книжках. Война становилась поводом чувствовать себя героем, придавала смысл жизни. И воспитанное таким образом целое поколение продолжает пускать под откос поезда, не задумываясь, что война уже кончилась. Да, те образцовые продукты сказок советского времени были действительно герои, но с помощью их примера нами столько лет манипулировали, заставляя героически работать за копейки, забывая о детях и родителях, не обращая внимания на условия.
Еще одна особенность выросших на таких сказках людей: зачастую даже там, где дело можно решить мирно, они норовят ввязаться в драку: "Едет по пустыне рыцарь. Весь в доспехах, при мече, на коне, в общем - как положено. И кончилась у него вода. Ну, день едет, второй едет, потом конь у него пал... идет рыцарь весь в железе, уже сил никаких нет, умирать пора. Вдруг видит - впереди колодец. Ну, он обрадовался, подходит - а у колодца трехглавый дракон спит. Рыцарь подошел осторожно, размахнулся - одну голову срубил. Дракон проснулся, шарахнулся в сторону... рыцарь собирает последние силы и отрубает ему вторую голову. Дракон отпрыгнул и рыцарю:
- Тебе чего надо?
- Пить хочу!!!
- Ну так ПЕЙ! Я разве тебе не даю?!"
А ведь если на образ врага взглянуть с другой стороны, то получится совсем другое: "Подъехал Илья Муромец к камню, прочитал на нем надпись и заплакал. Ибо было там начертано: "Здесь покоится Змей Горыныч. Он был рожден, чтобы летать, имел пламенное сердце и, к тому же, владел тремя языками."
 
Увы, не так много сказок, где есть образ созидательного героя, мужчины, который просто заботится о близких.
Неинтересно? Наверное, да… И стоит ли удивляться, что таких мужчин и в жизни мало?
 
Но есть очень хорошие современные сказки, которые учат жить нормальной негероической, но гармоничной и веселой жизнью. Маленьким детям, которые читают книжки сегодня, они могут показаться такими же "всегда бывшими". Это Винни-Пух и сага о Мумми-Троллях. Герои этих сказок не воюют, не спасают, не борются, не достают из-под земли "не знаю, что", не прыгают в кипящие котлы - просто живут, ходят друг к другу в гости, пекут пироги, ждут весны, радуются подаркам. Там есть разные ситуации, есть взаимоотношения, есть проблемы, которые решаются. Но вот беда, эти сказки - не наши! И если посмотреть, каких сказок больше читали в детстве мы, то окажется, что все-таки тех, где главный герой ищет приключений на свою голову и сует нос туда, куда нельзя: нельзя – значит, надо обязательно сунуть! Конечно, с одной стороны это воспитывает активную жизненную позицию. Но если мы хотим при этом, чтобы люди соблюдали некие нормы и законы – то нужно признать, что в сказках поведение, когда НЕ СУЮТ нос куда не нужно, никак не приветствуется.
Из позитивных сказок можно еще отметить две сказки про мечтателей, который получили все, что хотели, несмотря на безалаберность, и – редкий случай! –
все-таки вернулись к родителям. Это Буратино (Пиноккио) и Чиполлино. Правда, и та, и другая сказки тоже не совсем наши.
 
 
 

Сам себе сказочник

 
"Купец отправляется в плавание и спрашивает у младшей дочери,
что ей привезти. "Привези мне, батюшка,
чудище страшное для сексуальных утех!" - отвечает та.
"Да ты что говоришь, доченька!"
Та вздыхает: "Что ж, зайдем издалека...
Привези мне, батюшка, цветочек аленький".
анекдот
 
Теперь вопрос: где яйцо, где курица? У нас такие сказки, потому что у нас такая культура, или у нас такая культура, потому что мы выросли на таких сказках? Я думаю, и то, и другое. Но у нас сейчас есть возможность выбирать, что читать своим детям. Никто не мешает сочинять их самим, закладывая те сценарии, по которым, как нам бы хотелось, складывалась бы их жизнь, ценности, которым нам бы хотелось ребенка научить. Есть даже целое направление – сказкотерапия. Вот, например, Лев Толстой написал очень простые, понятные и легкоприменимые сказки для своих детей. Вместо назидательных речей, так сказать. И никто не мешает нам придумывать вместе для себя альтернативные финалы или продолжения сказок.

По этому принципу построен мультфильм "Шрек". Спасает принцессу из заточения вовсе не прекрасный принц. Жениться на красотке не собирается, а дракона не то, что не убил, а подружил с верным ишаком. Главная же героиня в конце, благодаря поцелую своей настоящей любви, превращается из прекрасной принцессы в толстую, но обаятельную троллиху. Потому что западные психологи уже давным-давно доказали, что обилие прекрасных принцесс порождает комплексы у реальных девочек. Появление таких "нешаблонных" мультиков как раз и доказывает, что там думают над этим. Правда, у них свои крайности. Я, например, заметила, что в современных голливудских мультиках и фильмах девочки, в том числе и принцессы, могут постоять за себя и постоянно дерутся, и чуть что – тут же кулаком и непременно по физиономии. Так что, очевидно, можно прогнозировать рост женского насилия.   
 
Понятно, что делать с детскими сказками. А как же быть нам, уже выросшим с какими-то мешающими нам сказками? А свою сценарную сказку всегда можно переписать и придумать ей другой конец. Марина из "Красавицы и чудовища", после того, как ей попалось большое количество чудовищ, сама превратилась в чудовище и стала искать красавца, который ее расколдует. И нашла, представьте! И с тех пор они жили счастливо. К тому же замечено, что нынешние молодые люди часто отрицают навязываемый им сценарий. И эту тенденцию отражает огромное количество старых сказок на новый лад. Например, Царевна-лягушка говорит принцу: "Как хорошо, что ты поймал меня! А теперь поцелуй!" В ответ тот молча кладет ее себе в карман. "Почему?" – сдавленно кричит она ему из кармана. "А зачем целовать?" - "Ну, я в принцессу превращусь!" – "На фига мне принцесса дома! А говорящая лягушка – это круто!"
 
Стоит понаблюдать, по каким сценариям развиваются отношения окружающих вас людей – и многое станет понятнее. Вот, например, когда Золушка стала принцессой, она была замечена в поползновениях подметать ковер и одеваться в тряпье. Никуда не денешься, она выросла в этой среде. А многие мальчики, начитавшись сказку про Золушку и приведя в дом состоятельных родителей бедную девушку из провинции, с горечью обнаружат, что в эту сказку пытаются играть только они, а молодая жена играет в другую: про ледяную и лубяную избушку.
 
Зачем мы вообще говорим сейчас о сказках, мы, взрослые люди? Потому что сценарии, заложенные в детстве, продолжают действовать в нашей взрослой жизни бессознательно. Это - автоматом зашитые с детства программы, в которых ребенок растет и развивается. Но как только человек осознал, что он - действующее лицо написанной не им сказки, у него появляется выбор: поиграть и дальше в эту игру или же просто перестать совершать поступки, которые ему положено совершать по сценарию. А может, наоборот, он посмотрит со стороны и скажет: "А хорошая сказка! Давай-ка я в нее сыграю уже сознательно!" В любом случае, всегда можно поступить, как Алиса на выходе из страны чудес, которая просто переросла свою сказку и громко крикнула: "И никакие вы не короли и не королевы! Вы просто колода карт!!!"
 
Лично мне всегда очень нравилась сказка про Оле-Лукойе. Он для каждого человека находил свою собственную сказку.
Может, поэтому до сих пор я и пишу статьи, и рассказываю большое количество сказок взрослым людям…
"Жили-были…."
 
Записала Ирина Белашева

 

 

 

  Русскоязычная Модель Эриксоновского Гипноза
5-6 августа 2017 года тот самый Сергей Горин с легендарным семинаром по гипнозу!
  
   
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования