Курсы нейро лингвистического программирования (НЛП)
Поиск по сайту
Здравствуйте, Гость
Войти в личный кабинет / Зарегистрироваться
Обучение НЛП Тренинги личностного развития
Бизнес-тренинги Корпоративные тренинги
Коуч-сессии Индивидуальные программы
Книги и диски по НЛП
О компании
Услуги
Тренеры
Библиотека
Как с нами связаться

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ:

        

 

Сергей Горин

 

 

  
Роли, в которые играют ораторы
Гвоздев Алексей
29 апреля 2010


 

Пожалуй, если собрать все, что написано про роли, получится этакая нехилая книжная башня. Тут и бессмертное "Весь мир — театр, а люди в нем — актеры". И Эрик Берн с его "Люди, которые играют в игры". И наш соотечественник, Анвар Бакиров с "Людьми, которые играют в роли". И многие-многие другие…
Ну, казалось бы, зачем автору этой статьи браться еще за одно описание ролей? Не будем заранее выносить суждения, ибо devilinthedetails[1].
А при чем тут роли? Почему бы не быть просто естественным, выступая перед аудиторией? Сказано же кем-то умным: "Будь собой, и все тебе приложится". Вот мы и встретились с первым нюансом, а точнее парадоксом. Чтобы стать собой, полезно бывает сыграть много ролей. Особенно для того, чтобы осознать наконец-то свою любимую, которая настолько к нам прилипла, что мы ее перестали замечать.
 
 Как, например, Зигмунд Фрейд, отмечая оральную, анальную и генитальную фазы развития человека, будучи экстрактом интеллектуала, прошел мимо интеллектуальной фразы развития, что послужило основой для весьма справедливой критики его теории[2].
 
Поскольку мы эту любимую роль не замечаем — становится сложнее воспринимать ее критически и, соответственно, развивать. Более того, в стрессовых ситуациях роль (назовем ее Маской) имеет свойство превращаться в свой антипод — на сцену выходит "Тень", которую мы уже и вовсе либо не замечаем совсем, либо сильно не любим и начинаем комплексовать по этому поводу: "Ах, опять я дел натворил! Да как же я мог? Не знаю, что на меня нашло… Мне нужно еще больше себя контролировать!" – и, сказав такое, человек попадает в одну из самых непростых ловушек. Нужно еще больше контроля — тело начинает сжиматься, тратиться дополнительная энергия на этот самый контроль, но если пружину (внутреннее творчество, внутреннюю свободу) сжимать все сильнее и сильнее — она рано или поздно выскочит. Причем, как обычно, "вдруг"[3] - оговорочка "по Фрейду", дурацкий жест, не вовремя сделанная пауза, сбившийся голос… Знакомо некоторым? Тогда требуется еще больше контроля. Нужно контролировать свой контроль! Нужно контролировать свою способность контролировать свой контроль. Надо больше контроля за контролем своей способности контролировать свой контроль. Нужно бороться с неконтролируемым контролем за контролем своей способности контролировать свой контроль!..
Чтобы выскочить из этого порочного круга — очень полезно осознать свои привычные роли, освоить с десяток непривычных и научиться свободно между ними перемещаться. Играйте в роли, как играют дети в Красных Командиров и Благородных Разбойников, Королей и Королев[4] — самозабвенно, смачно, вкусно, с удовольствием, наслаждайтесь этой игрой и эффектом, который оказывают Ваши роли на окружающих, осознайте насколько это легко, насколько более ощутимым и управляемым становится тело! Позволяйте быть этим ролям — тогда не надо будет их обуздывать. Контролировать и быть осознанным — несколько разные вещи, задумайтесь об этом.
 
И тогда тот, кто будет выбирать эти роли, и будет Вашим "Я".
А теперь давайте подумаем, в чем польза ролей и всей этой игры в осознанность. Допустим, некая леди понимает, что ее истинное "Я" лучше всего раскрывается, когда она общается со своим дитятком. Все остальное — социально взращенные роли. И решает быть собой. Как думаете, уместны будут взгляд, улыбка и мягкий вкрадчивый голос доброй мамочки на презентации кассовых аппаратов, торговлей которыми наша леди на жизнь себе и прокорм дитяти зарабатывает? Или наоборот, ее мужу нравится быть крутым командиром в своем офисе, и, придя домой, он начинает «строить» домашних, вместо того, чтобы просто их любить… Масочка-то прилипла…
 
Свобода — вот к чему мы идем, а для того, чтобы ее достичь, полезно поодевать на себя много конкретно заданных ролей. В этом-то и парадокс. Мастер айкидо много лет тренирует правильные приемы, для того чтобы в итоге обрести свободу гармонизировать свое тело и тело противника - того, кто эту гармонию нарушает, -  и быть в этой свободе спонтанно-дисциплинированным…
Еще один вывод роли бывают уместные и неуместные. Если вы говорите с акулами бизнеса и собираетесь их чему-то научить — роль просителя будет далеко не самой эффективной. А с бабушками из кружка народного пения быть властно-гневным — не лучший способ пригласить их выступить на городском празднике. Вспомните свои аудитории и проанализируйте — насколько адекватными были ваши роли и если что-то надо поменять, то что? Какая роль будет больше соответствовать аудитории и моменту?
И ещё одно наблюдение. Если бы людям было бы достаточно только информации — они читали бы соответствующую литературу. Литература бесстрастнее, она не опаздывает, у нее не бывает плохого настроения и дефектов дикции… Однако значительное число людей предпочитают получать информацию у людей. А тут кроется второй нюанс. По данным многих исследований, людям важно (в порядке убывания):
 
1.   Кто говорит?
2.  Как говорит?
3.   Что говорит?
 
И если у Вас уже есть мега-известность, то тут беспокоиться не о чем. Вышли к людям, подняли указательный палец вверх с проницательным видом — и все достигли просветления. Если же Вас еще не все знают — расскажите о себе кто Вы и почему здесь. Кредит доверия аудитории формируется Вами. Кроме того всегда проще слушать кого-то знакомого, чем непонятно кого. Люди любят определенность. Запомните это. Большинство в ситуации неопределенности чувствует себя дискомфортно[5]. Если они ваще не знают этого типа на трибуне — будет гораздо сложнее удержать их внимание. А для того чтобы люди поняли, кто именно говорит о том, кто он — важным становится второй пункт — как говорить. Как лучше выглядеть, рассказывая о себе? Посмотрите самопрезентации разных ораторов. Есть те, в которых образ человека соответствует его рассказу о себе, есть те, где не соответствует. Напишите несколько фраз, которые Вы собираетесь рассказать о себе[6] и мысленно представьте человека, который их говорит. Как он выглядит, как смотрит, как жестикулирует, как звучит его голос? Вы ему верите? А если бы вы были вашей аудиторией? Нужно ли что-то поменять в образе, голосе этого оратора, и если да — что именно? Воспользуйтесь изменениями, «оденьте» роль на себя и порепетируйте перед зеркалом, а лучше — поработайте с видеокамерой. Теперь Вы ему верите? Это Вы или не Вы? Роль. Да-да, роль. Вы в роли «Я о себе» J. Получите удовольствие от этого процесса, чтобы она Вам нравилась изнутри этой роли, из роли слушателя-зрителя, и из роли «режиссера» — который знает все о целях Вашего выступления.
А теперь давайте распишем минимально-полную структуру, например, презентации:
1.       Самопрезентация.
2.       Контракт с аудиторией.
2.1.    Тема выступления.
2.2.    Последовательность выступления.
2.3.    Время на каждую часть.
2.4.    Правила поведения (мобильные телефоны, когда можно задавать вопросы и т.п.).
3.       Содержательная часть презентации.
4.       Ответы на вопросы.
5.       Итоги.
 
Везде ли для Вас будет уместна одна и та же роль?
Тут незаметно подкрался третий нюанс. Для каждой из частей презентации есть более или менее эффективные положения тела, жестикуляция, интонации и прочие невербальные составляющие выступления. Для самопрезентации характерны более симметричные жесты, симметричное положение корпуса, разворот к аудитории «фронтально». В содержательной части допускается более разнообразное поведение. В диалоге с аудиторией — легкий наклон в сторону публики[7], и т.д.
А что если особенности поведения — жесты, мимику, движения тела сгруппировать в «роли»? Тогда, если Вы умеете рассказывать истории по ролям, презентация будет такой историей, и Вам не нужно будет заботиться о том, чтобы в нужный момент вспомнить, как конкретно себя вести в данной части своего выступления.
Вот зачем нужны и полезны роли. И Вы можете воспользоваться идеей ролей для того, чтобы сделать Ваше выступление более запоминающимся, более эффектным и результативным.
 
 
PS. Конечно, в традициях около-рекламных статей я мог бы закончить сей опус фразой: «А как же это освоить на практике, спросите Вы? Приходите на мой тренинг “Искусство Публичных Выступлений” и там вы научитесь создавать свои роли и управлять ими. Ближайшая группа собирается … ..ня/ля/бря 20.. года»… Но это не в моем стиле, не буду я так вульгаризировать вышенаписанное. Вы взрослый человек, решайте сами.


[1] Дьявол в нюансах.
[2] Подробнее о связи теорий развития Фрейда, Юнга, Гурждиева, теории эволюции, типов темперамента и (!) карт Таро можно прочитать у Р.А. Уилсона в «Психологии эволюции» (или «Прометей восставший»).
[3] Про архетипы, их маски и теневые стороны есть масса литературы, Интернет Вам в помощь.
[4] В моем детстве. Сейчас, наверное, в Спайдерменов, Суперменов и Женщин-Кошек…
[5] Так устроены человеческие мозги — непределенность на каком-то глубинном уровне трактуется, как беспокойство и незащищенность. Соответственно внимание начинает рассеиваться в поисках возможного источника опасности.
[6] Я уверен, Вам есть что о себе рассказать.
[7] Воспринимается как сближение

 

 

 

  Русскоязычная Модель Эриксоновского Гипноза
5-6 августа 2017 года тот самый Сергей Горин с легендарным семинаром по гипнозу!
  
   
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования